Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Ці размаўляеце Вы з дзецьмі па-беларуску?
Всего 19 человек
Голосование
Ці чытаеце Вы дзецям творы на беларускай мове?
Всего 20 человек
Голосование
Ці слухаеце Вы з дзецьмі беларускую музыку, песні?
Всего 14 человек

Мы играем, мы растем

Дата: 22 марта в 22:34, Обновлено 24 марта в 15:50

                                       игра- это серьёзно!

- Любит ли ваш  ребенок играть?

- А вы любите с ним играть?

- Во что вы  играете с ним?

Уважаемые родители, все вы, наверное, согласитесь, что игра занимает очень большое место в жизни ребенка!

         Зачем же нужна игра?

Во-первых, игра – это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!». Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра – школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок – может быть гений, а может, неблагополучный…

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Что даёт ребенку игра:

- удовольствие;

- знакомство с нормами, правилами жизни;

- общение со сверстниками;

- возможность выражать свои эмоции;

- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню);

- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).

Какие же игры  необходимы для детей?

Сенсорные игры. Сенсорика – от лат. sensus – чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой, водой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, слуха, вкуса, обоняния, температурной чувствительности. Все органы данные нам природой должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, необходимо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще  одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча - мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой.  Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научиться принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Речевые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Сюда можно отнести чтение и рассказывание стихов, потешки и пестушки, пальчиковые и театральные игры. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают укладывать кукол спать, кормить их, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Очень хорошо начать играть с ребенком со слов: «Давай вместе…». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него не выходит, не получается, что он вообще не знает, как-либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. Это не просто добрый совет. Это правило, которое опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».

Известно, что в каждом возрасте, для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Давайте нарисуем простую схему – один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами большого и малого круга – дела, которые ребенок делает только вместе с взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, т.е. родители с ним много занимаются, а  у другого узкая, т.к. родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

  Игры, которые можно использовать для занятий с детьми дома.

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем.

- сколько маленьких стаканчиков воды поместиться в большую бутылку;

- наполнить бутылку до половины – она будет плавать;

- налить бутылку доверху – она будет тонуть.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

- тонет – не тонет;

- вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная  –  не прозрачная.

4.Создаем воронку: дуем на воду через трубочку.

                                           Игры с тестом.

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2.  Лепешку украшают горохом, фасолью.

3. Из комочка цветного теста лепим колобок – раскатываем между ладонями шар и приговариваем: «Колобок, колобок, румяный бок».

4. Приклеиваем колобку глазки, рот, нос из фасоли.

5. Нанизывание шариков из цветного теста на палочку, карандаш.

Пальчиковые игры.

1. Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин. Одно упражнение повторяется 4-6 раз; пальцы левой и правой руки следует нагружать одновременно (упражнения выполняются сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4.Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

6. Мытье посуды и уборка стола после еды -  прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Пусть совместные игры с детьми принесут вам радость и взаимопонимание!

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования.- М-во образования РБ.- Минск: НИО, Аверсэв, 2014.

2.Развиваем в игре: пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений – О. А. Анищенко, Л.А. Вяткина. Мн., 2000.

3. Панфилова, М.А. Игротерапия общения:практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.,2001.

В ШАШКИ ИГРАЕМ, ПАМЯТЬ, ВОЛЮ РАЗВИВАЕМ! 

     Игра в шашки для детей – это не только спортивная игра, но отличный тренажер для мозга, развивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры у ребенка задействовано как логическое, так и абстрактное мышление,  вырастает способность концентрироваться, улучшается оперативная и долговременная  память.

Кроме этого у детей развивается характер – умение концентрироваться, усидчивость, решимость и стремление к победе, твердая воля, умение достойно принимать поражение.

Польза занятиями шашками для детей с самого маленького возраста просто неоспорима. Начиная обучаться игре в шашки с раннего возраста, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

                                   ПОЛЬЗА ШАШЕК

  -  Ребёнок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш), приучают детей к самостоятельности и ответственности.

-Во время занятий шашками ребёнок учится концентрировать внимание

-У ребёнка развивается пространственное воображение.

-У ребёнка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими этого качества, а у ребят  его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать своё время, стратегически мыслить и достигать целей.

-Одна из самых привлекательных возможностей шашек – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шашки воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

-Шашки учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шашках нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать правильные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

                                  Играйте в шашки и развивайтесь!

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

"Три движения"

Это упражнение направлено на развитие концентрации вни­мания. Лучше всего, если в нем принимает участие 5 и более человек.

Родитель-ведущий обращается к детям: “Пожалуйста, за­помните три движения. Первое - руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе - руки вытянуть перед собой на уровне груди, третье - поднять руки вверх”. Нужно показать все дви­жения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые но­мера - первое, второе, третье.

Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движе­ние, называя при этом номер другого. А дети должны показы­вать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который на­меренно путает движения.

"Хамелеон"

В этом упражнении может участвовать как группа детей, так и один ребенок. Взрослый рассказывает о том, что хамеле­он - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимос­ти от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Напри­мер, если хамелеон сидит на серой скале, он становится серым, если на зеленом листке, то зеленым и т.д.

Затем ведущий начинает задавать вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске, на спине жирафа?

Дети должны отвечать быстро, после чего обсуждаются вер­ные и неверные ответы. Можно изменять условия: побеждает тот, кто быстрее ответит, или тот, кто допустит меньше оши­бок.

"И я там был..."

Ведущий-взрослый объясняет: “Я буду рассказывать вам истории из моей жизни - о том, где я был, что видел. После каждого предложения я буду делать паузу (некоторое время молчать). Если сказанное подходит по смыслу, то вы можете в это время вставить слово “И я”. Если же они не подходят, луч­ше промолчать. Итак, начали”.

Ведущий рассказывает: “Шел я как-то по лесу ...” Дети: “И я”. “Вдруг вижу - лисица с лисятами возвращается в норку”. Дети молчат. “Я бросил ком снега, лисята как заверещат с ис­пугу!” Дети: “И я” - все смеются и т.д.

Сюжет истории должен включать смешные и неожиданные повороты событий, чтобы дети были внимательны.

"Что изменилось?"

Лучше всего, если в данном упражнении будут участвовать 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Веду­щий вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и пред­лагает запомнить внешний вид каждого участника. На это да­ется 1-2 минуты. Затем эти два участника удаляются в другую комнату. Тем временем другие дети вносят мелкие изменения во внешний вид (изменяют прическу, прикалывают значки, расстегивают пуговицы и т.д.). После этого поочередно вызы­ваются соревнующиеся и их просят указать, что изменилось во внешнем виде товарищей. Победителем считается тот, кто обнаружит больше изменений. Если нет возможности собрать большую компанию, мож­но использовать следующий вариант этого упражнения. Раз­ложите на столе перед ребенком примерно 10 предметов, по­просите его отвернуться и в это время поменяйте расположе­ния предметов. Затем попросите ребенка ответить, что же из­менилось?

  Используемая литература:

1. Развитие внимания ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 5 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

"Пуговицы"

Данное задание направлено на развитие памяти и внима­ния. В нем должно быть двое участников. Пред участниками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточ­но взять всего 3 пуговицы, но при этом перед участвующими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого участника есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее задание, тем больше клеток должно со­держать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кла­дутся на клетки поля. Водящий располагает их по собствен­ному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек.) и накрывает поле ли­стом бумаги. Второй участник должен выбрать из своего на­бора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях “вверх”, “вниз”, “влево”, “впра­во”.

Данное упражнение позволяет достаточно эффективно раз­вивать память ребенка. Одним из его достоинств является то, что задания можно усложнять. В дальнейшем можно перейти к схожим, но более сложным упражнениям. Одно из них пред­ставлено ниже.

«Бабушка укладывает в свой чемодан»

Данное упражнение направлено на развитие механичес­кой памяти. Лучше всего, когда в упражнении участвуют 3-5 человек. Взрослый начинает рассказ: “Бабушка укладывает в свой чемодан расческу”. Следующий участник должен по­вторить уже сказанное, добавив следующий предмет: “Бабуш­ка укладывает в свой чемодан расческу и тапочки” и т.д. Уп­ражнение продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

"Дверная скважина"

Упражнение позволяет развивать зрительную память и пространственное мышление. Желательное число участников - 4-5 человек.

Перед тем как выполнять упражнение, необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.

Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед участниками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победите­ля, который рассказал наиболее правильно и подробно.

"Кто быстрее соберет?"

Это задание направлено на развитие зрительно-моторной памяти.

Взрослый раскладывает на столе пять различных предме­тов, например, ключ, расческу, ручку, кубик, ножни­цы. Кому-либо из участников завязывают глаза, и он должен с максимальной скоростью, но не больше чем за минуту, со­брать эти вещи в том порядке, который указывает взрослый. Взрослый может поменять положения предметов, и их по оче­реди должны собрать другие участники. Тот, кто делает это быстрее других, считается победителем.

Используемая литература:

1. Развитие памяти ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 4 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

"Кто летает?"

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с груп­пой ребят. Она учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: родитель является ведущим. Он го­ворит следующее: "Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: "Летает ", - и показы­вайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: "Поросенок летает?" молчите и не подни­майте руки.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова ле­тает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей лета­ет? Вертолет летает?”

"Съедобное - несъедобное"

Эта игра проводится с использованием мяча. Она продол­жает знакомить ребенка с существенными признаками, свой­ствами предметов, а также способствует формированию вни­мания ребенка.

Можно играть с одним ребенком или с группой ребят. Бо­лее старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: “Я буду называть предметы (на­пример, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться по "клас­сам" вперед на одну клетку". Если названный предмет не съе­добен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку ". Если дан неправиль­ный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пой­ман, хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете с 4 - 5 детьми. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

Для знакомства с признаками предметов можно использо­вать различные загадки.

Загадки

Предложите отгадать ребенку предметы, о которых говорится в загадках. При этом обратите его внимание на то, что все отгадки связаны со школой.

1. Если ей работу дашь –                       

Зря трудился карандаш.

2. Не куст, а с листочками,                       

Не рубашка, а сшита,                         

Не человек, а рассказывает.

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

4. До чего же скучно братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

5. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота.

Там глядишь - красота!

6. То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?...

7. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

"Назови предметы одним словом"

Учить ребенка нужно не только по картинкам. Необходи­мо знакомить его с такими понятиями, как страна, сторона света и др.

Задания даются следующим образом: перечисляем несколь­ко предметов, просим сказать, что их объединяет, как их мож­но назвать одним словом.

а) суп, каша, гуляш, кисель (еда);

б) роза, тюльпан, ромашка, колокольчик (цветы);

в) стол, шкаф, кровать, диван (мебель);

г) лошадь, корова, овца, свинья (домашние животные);

д) волк, лиса, медведь, заяц (дикие животные);

е) капуста, картофель, лук, свекла (овощи);

ж) пальто, шарф, куртка, костюм (одежда);

з) туфли, сапоги, кроссовки, босоножки (обувь);

и) шапка, кепка, тюбетейка, берет (головные уборы);

к) липа, береза, ель, сосна (деревья);

л) зеленый, синий, красный, желтый (цвета);

м) шар, куб, ромб, квадрат (геометрические фигуры);

н) врач, учитель, милиционер, продавец (профессии);

о) телевизор, утюг, пылесос, холодильник (электротехника);

п) автомобиль, трактор, трамвай, автобус (транспорт).

Используемая литература:

1. Развитие мышления ребенка / Серия «Библиотечка родителей: Ребенок готовится к школе», вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Дыгун М.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. – 12 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.