Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Ці размаўляеце Вы з дзецьмі па-беларуску?
Всего 19 человек
Голосование
Ці чытаеце Вы дзецям творы на беларускай мове?
Всего 20 человек
Голосование
Ці слухаеце Вы з дзецьмі беларускую музыку, песні?
Всего 14 человек

Методическая копилка

Дата: 24 марта в 21:55, Обновлено 24 марта в 22:06

Технологические карты занятий 

Технологическая карта занятия по образовательной  области 

«Развитие речи»

Подготовлено Трахимович С.А., учителем-дефектологом.

Тема : Осень

Задачи :  обучающие:  формировать умение составлять  рассказ по сюжетной картинке;

активизировать в речи детей прилагательные и глаголы;

коррекционно-развивающие:  развивать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш", правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш";  развивать умение отвечать на вопросы;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы занятия

и их задачи

Содержание и методика работы

Оборудование

Помощь, дифференцированный подход

Примечания

1. Вводная часть

Задачи:

вызывать положительный эмоциональный настрой;

привлечь детей к предстоящей деятельности

Приветствие детей.

Чтение стихотворения-загадки "Осень".

Время года угадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Беседа по вопросам

О чем говорится в этом стихотворении? Когда собирают урожай?  Что собирают на огороде? В саду? В лесу? Какой лес осенью? Что происходит с птицами осенью? Как ежик готовится к зиме?

Презентация «Осень»

Повторение вопросов

Продолжить работу по развитию умения отвечать на вопросы с Ксенией Ф.

2. Основная часть

Задачи:

формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

Составление рассказа

Педагог начинает рассказ с фразы: "Наступила осень". Обводит указкой всю картину. Продолжает свой рассказ произнося только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующее изображение (цветы, травы, листья, тучу...). Завяли…(цветы). Пожухла…(трава). Пожелтели на деревьях…(листья). Хмурится …(небо). Накрапывает…(дождь).

Улетают на юг......(птицы).

Педагог  предлагает детям повторить рассказ самостоятельно.

Рассказы детей .

Демонстрационная картинка «Осень»

Подсказывающие вопросы по тексту

Нарушена последователь

ность изложения  у Ксении Ф., Андрея А.

формировать умение соотносить речь и движение, развивать общую моторику

Физкультминутка «Расскажем и  покажем»

Осень, осень, листопад   -

Листья желтые летят

(плавным движением перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируем ими, постепенно опустить вниз)                              

Ветер дует, задувает,

(руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не раздувая щек).

Туча солнце закрывает

(закрыть глаза руками).

Дождик капает с утра

(сжать кулаки, выставив только указательные  пальцы. Совершать поочередные движения  кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя)

Осень - грустная пора

(развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).

Совместное выполнение

развивать внимание, общую моторику; формировать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш", правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш";

Упражнение «Звуки осени»

Педагог  предлагает детям послушать и запомнить звуки осени.

Длительно произносит звук (с) и говорит детям,  что так дует ветер.

Предлагает детям изобразить ветер жестом по предыдущему упражнению (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произносит звук (ш) и говорит детям, что так шелестят под ногами опавшие листья (сопоставить звук с движением, сделать несколько движений на месте).

После этого произносит  несколько раз звукоподражание: «Кап, кап, кап» и спрашивает  детей,  что это им напоминает (дождь). Повторяют знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь

Совместное выполнение

формировать умение образовывать прилагательные от существительных

развивать зрительное внимание;

активизировать в речи детей прилагательные;

формировать умение согласовывать числительные с существительными

3. Заключительная часть

Задачи:

развивать память и умения отвечать на вопросы

Осенний букет.

Педагог  показывает детям картинку "Осенний букет".  Чтобы вы не грустили, я хочу подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите,  какой он красивый, яркий.

Предлагает детям рассмотреть букет.

Вот березовая веточка, а на ней березовые листочки.

Вот кленовая ветка, а на ней кленовые листочки.

Вот липовая веточка, а на ней липовые листочки.

Вот дубовая веточка, а на ней дубовые листочки.

Вот осиновая веточка, а на ней осиновые листочки.

Затем дети произносят  новые прилагательные.

Педагог  (не показывая)  спрашивает у детей:" Какого цвета березовые листочки? (Желтого). А какого цвета липовые листочки? (Зеленого). А какого цвета кленовые листочки? (Оранжевого). А какого цвета листья дуба? (Коричневые). А какого цвета листья осины? (Красные). А как можно сказать про цвета осеннего букета? (Разноцветный, потому что в нем много листьев разного цвета)."

Игра  «Сосчитаем листочки»

Педагог  предлагает детям сосчитать листочки на ветках

Беседа:

-  О какой поре года мы говорили?

-  Какие звуки осени вы запомнили?

-  Про что мы сегодня составляли рассказ?

Демонстрационная картинка «Осенний букет»

Контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

»

Показ в случае отсутствия или неправильного ответа

Совместное произнесение слов

Ошибки допущены Матвеем М., Андреем А.

                         

Технологическая карта коррекционного занятия

Подготовлено Трахимович С.А., учителем-дефектологом.

Организационная форма (индивидуальное)

Тема занятия: Звук М

Задачи

познакомить ребёнка со звуком [М], способом его образования с опорой на артикуляцию;

учить подбирать слова со звуком [М] с наглядной опорой;

формировать умение выделять звук [М] в начале слов;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

развивать фонематическое восприятие, внимание, память;

воспитывать у ребёнка умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Этапы занятия

и их задачи

Методы и приемы коррекционной работы, задания

Оборудование

Помощь

Примечания

1. Вводная часть.

Задачи:

вызвать у воспитанника положительный эмоциональный настрой;

привлечь интерес ребенка к предстоящей деятельности на занятии;

обеспечить активизацию психической деятельности

Прием «Приветствие»

Педагог улыбается, приветствует ребенка. Предлагает поздороваться ладошками.

Прием «Сюрприз»

Появление медвежонка Мишутки. Приветствие Мишутки.

Выполнение кинезиологического упражнения «Медвежье  покачивание»

(Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Ходьба по кругу).

Игрушка медвежонок

Демонстрация движения. Совместное с ребенком выполнение

.

2. Основная часть.

2.1. Подготовительный этап

Задачи:

актуализировать умение выполнять артикуляционную гимнастику;

развивать умение произносить звуки [А, У, И]. и узнавать их  по артикуляции.

2.2.Формирующий этап

Задачи:

развивать мышление, воображение;

познакомить со звуком [М];

продемонстрировать способ образования звука [М] с опорой на артикуляцию;

развивать фонематическое восприятие;

развивать общую моторику, координацию движений, переключаемость внимания;

развивать внимания, память

2.3. Этап самостоятельной работы

Задачи:

выявить состояние сформированности навыка простого анализа

Выполнение  артикуляционных упражнений:

«Бегемот», «Лягушка», «Слон» — удерживать под счёт до 5; «Лягушка – Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза. «Бегемот» — «Лягушка» — чередовать движения, повторить 3-4 раза. «Лопата» — удерживать под счёт до 5.

Прием «Звук-символ»

Педагог произносит звук [А].

 Выбери картинку, где показано как открывают рот при произнесении звука А.

 (Такая же работа проводится со звуками  [У, И].)

Знакомство с новым звуком.

Загадка  «Кто с рогами и хвостом пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного молочка даёт?»

«Корова».

Педагог выставляет картинку с изображением коровы.

- Вышла корова гулять и замычала «М-м-м-м-м». Вот с этим звуком мы сегодня и познакомимся.

Уточнение артикуляции:

 - Обрати внимание! Что делают губы, когда мы произносим этот звук? Смыкаются, а потом размыкаются.

Повторное произнесение звука [М]

- Давай вместе повторим.

Игра «Хлопай, не зевай»

- Я буду произносить разные звуки, а ты, как только услышишь звук-мычалку [М], хлопни в ладоши.

Динамическая пауза

Муха целый день летает, всем она надоедает (махать руками). Ночь в квартире настаёт, она летать перестаёт (присесть, опустить руки вниз).

Игра «Прятки»

Педагог просит ребёнка внимательно посмотреть на отобранные предметы, а затем отвернуться , после чего прячет один предмет. Далее педагог  спрашивает: «Что спрятал Мишутка? Какого предмета не стало?»  Игра проводится до тех пор, пока не будут использованы все предметы.

Игра «Подарки для Мишутки».

- С какого звука начинается слово Мишутка? Слово Мишутка начинается со звука [М].

 -Давай будем дарить Мишутке только те картинки, в названии которых первый звук [М].

 Ребенку необходимо  самостоятельно выбрать  картинки (майка, маска, мыло и т.д.).

Зеркало

Карточки-символы звуков [А, У, И].

Картинка с изображением коровы

Зеркало

Предметы: молоток, мяч, машина, матрешка

Предметные картинки: яблоко, майка, мыло, кубики, маска, кукла, машина

Педагог следит за правильностью и точностью выполнения предложенных упражнений

Педагог повторно произносит звук А. Как я открыла рот? Широко.

Совместное произнесение звука

Педагог обращает внимание на артикуляцию губ

Помощь в назывании картинки

Трудность в чередовании движения «лягушка – слон», удерживании языка в упражнении «лопата»

Трудность в узнавании звука [И] по артикуляции

Не   дифференциру-ет звуки м-н, м-б

Правильно выбрано 3 картинки

3. Заключительная часть

Задача:

формировать умение рассказывать о том, чему учились на занятии.

Беседа

- С каким новым звуком познакомились?

 - Какие слова начинаются с этого звука?
 

                                                             
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.