Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Ці размаўляеце Вы з дзецьмі па-беларуску?
Всего 21 человек
Голосование
Ці чытаеце Вы дзецям творы на беларускай мове?
Всего 24 человека
Голосование
Ці слухаеце Вы з дзецьмі беларускую музыку, песні?
Всего 16 человек

Для вас, педагоги

Дата: 22 марта в 12:15, Обновлено 25 марта в 22:31

Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей.

         Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоции, обладающий великой воспитательной и развивающей силой. Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.    Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.    Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

 Подвижные игры имеют огромное значение для общего и физического развития детей:

  • сближают и объединяют общей деятельностью,
  • удовлетворяют потребности детей в движении,
  • поднимают настроение,
  • учат преодолевать неуверенность,
  • воспитывают у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями,
  • способствуют проявлению волевых усилий,
  • снимают нервное напряжение,
  • влияют на здоровье и физическое развитие, так как насыщены разнообразными движениями (бегом, прыжками, ходьбой, поворотами, бросанием-метанием).

Подвижные игры  бывают:

  •  с бегом : «Ловишки», «Дружные ребята», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Мыльные пузыри», «Муравьиные бега» «Третий лишний», «Жмурки», «Два Мороза», «Уголки», «День и ночь» и т.д.
  • с прыжками: «Зайцы и волк», «Лягушки и цапля» «Классы», «Волк во рву», «Удочка» «С кочки на кочку», «Воробушки и кот» «Мой веселый звонкий мяч», «Кто дальше за три прыжка»и т.д.
  • с бросанием-метанием: «Охотники и утки», «Штандер-стоп», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Кольцеброс», «Не урони облако» и т.д.
  • с лазаньем: «Котята и ребята», «Перелет птиц», «Пожарные на учении», «Кролики», «Обезьянки» и т.д.

Задача взрослого заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям  окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Все эти качества будут необходимы им в будущей жизни.

Используемая  литература:

Дедулевич М.Н. Не пропустить мир игры: Пособие для педагогов и родителей/ М.Н.Дедулевич.- Мозырь:ООО ИД «Белый ветер»,2002.

Хоменкова О.Н. Физические упражнения и подвижные игры на прогулке/ О.Н.Хоменкова.- Мозырь: Содействие, 2008.

Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие/  В.Н.Шебеко.-  Минск: Выш. шк., 2010.

Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой.

          Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше объясните им, что если выпал снег, это вовсе не означает, что они должны оставаться дома - но, конечно, для прогулок у них должна быть подходящая верхняя одежда, чтобы они не замерзали и всегда оставались сухими.       Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры, вы сможете увеличить продолжительность прогулки. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят, как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком. 

          Вот несколько вариантов зимних игр, которые помогут ребенку   не скучать и не мерзнуть на прогулке, одновременно развивая у него ловкость, выносливость.

«След в след». Эта игра развивает координацию движений, учит ребенка сознательно управлять своим телом. На снегу взрослый оставляет цепочку следов. Ребенку предлагают пройти по этим следам, не заступая за них. 

«Зима пришла!»  Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.  

«Снежинки и ветер». Дети собираются в кружок(снежинки) и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый  говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.                                   

«Снежная карусель». Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

       Варианты проведения утренней гимнастики.

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

         Требования к проведению зарядки:

- упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;

- выполняться в определенной последовательности;

- носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;

- нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;

- комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.

Подвижная игра.

Алгоритм проведения подвижной игры включает в себя следующие пункты:

1. Подготовка к проведению игры.

2. Организация играющих.

3. Руководство процессом игры.

4. Подведение итогов игры.

Организация играющих предусматривает:

1. Размещение играющих и месторасположения руководителя при объяснении игры.

2. Объяснение игры.

3. Выделение водящих.

4. Распределение на команды и выбор капитанов.

5. Выделение помощников.

Рекомендуется при объяснении игры придерживаться следующего плана: а) название игры, б) роль играющих и их месторасположение, в) ход игры, г) цель игры, д) правила игры.

Очень важным является процесс руководства игрой, который включает в себя:

1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих.

2. Судейство.

3. Дозировку нагрузки.

4. Окончание игры.

Физкультурный уголок.

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

  • Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
  • Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  • Уголок должен   быть эстетически оформлен.
  • Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  • Наличие символик физкультуры и спорта.

«Физкультурно – игровая среда как фактор двигательного развития детей»

Развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций и, безусловно, здоровья.

Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.

При проектировании оздоровительной физкультурно – игровой среды следует обеспечить:

  1. эколого – гигиенические условия;
  2. достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности;
  3. условия для занятий физическими упражнениями;
  4. необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодическое его обновление и изменение.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.

Развивающая физкультурно – оздоровительная среда включает:

  1. достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для уединения;
  2. физкультурную зону в групповой комнате, включающую переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки и др.);
  3. физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарем;
  4. групповые площадки, общую спортивную площадку;
  5. спортивный инвентарь (санки, лыжи, самокаты, велосипеды);
  6. атрибуты (колокольчики, медали, плоскостные фигуры, бубны и др.);
  7. книги и репродукции о физкультуре и спорте;
  8. дидактический материал для свободной деятельности с учетом возрастных, полоролевых; индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей (картинки по темам «Мое тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Зарядка», «Движения», «что полезно и вредно для здоровья» и др.;
  9. игровые физкультурные пособия для кукол.

К развивающей среде относятся не только предметы, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.