Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Голосование
Ці размаўляеце Вы з дзецьмі па-беларуску?
Всего 17 человек
Голосование
Ці чытаеце Вы дзецям творы на беларускай мове?
Всего 19 человек
Голосование
Ці слухаеце Вы з дзецьмі беларускую музыку, песні?
Всего 13 человек

Скоро в школу

Дата: 22 марта в 22:35, Обновлено 24 марта в 15:53

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Начало учебы ребенка в первом классе – это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни не только каждого малыша, но и его родителей.  В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к учебе». Необходимо сразу разделить понятие педагогической и психологической готовности к школе.

 Под педагогической готовностью, как правило, имеется в виду умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие лишь этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.

Психологическая готовность к обучению в школе включает такие компоненты:

1. физиологичная готовность;

2. интеллектуальная (познавательная) готовность;

3. эмоционально-волевая готовность;

4. социальная готовность;

5. мотивационная готовность.

Физиологическая готовность означает достаточный уровень дозревания организма ребенка, состояние его здоровья. Понятно, что здоровые дети лучше приспособятся к изменениям, связанным с началом учебы.

 Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребенок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение. Ребенок должен уметь анализировать, устанавливать связи,  сравнивать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений. Чем выше уровень внимания, тем выше будет эффективность учебы. Учеба ставит перед ребенком новые задания, непохожие на те, которые он привык выполнять во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует гораздо большего сосредоточения.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

Социальная готовность. Она содержит в себе сформированность у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими детьми и учителями. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми; умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса; уважение к желаниям других людей. Вообще, ребенок поводит себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть  его взаимоотношения с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения господствуют в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения. Если дома ребенок является свидетелем неуважения членов семьи друг к другу, ссор, драк, то он считает такое поведение нормальным и сам начинает так вести себя в школе.

Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, есть стремление добывать знание, узнавать новое, интересное, исполнять новую социальную роль – роль школьника. И здесь многое зависит от родителей. Не запугивайте малыша школой, фразами подобными такой: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», наоборот, постарайтесь настроить его положительно: «В школе будет интересно, радостно, ты узнаешь много нового и полезного».

                                     ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                               «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что он там узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем пяти предложений?

6. Может ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что Ваш ребёнок имеет твёрдую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли Ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

     Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных (+) ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15 – 18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.

10 – 14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

                                     ТЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

                                    «Что я знаю о школе?»

Насколько Ваш ребенок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на следующие вопросы:

  1. Как обращаются к учительнице?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что пора начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или нет?
  14. Что такое каникулы?

          Если ребенок ответил правильно на:

11-14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей;

7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе;

4-6 вопросов – необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах 1-3 вопроса – а ходили ли Вы сами в школу?

                                 Поиграем в школу!

         Предлагаю Вам несколько игр, в которые можно играть вдвоем, а в некоторых случаях привлечь друзей или родственников.

Сокол и лиса.

          Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности.

Выбираются сокол и соколята, а также лиса. Сокол «учит» своих соколят летать: он бегает в разных направлениях, одновременно делая разные движения руками (вверх, в стороны или какие-то замысловатые). Соколята повторяют движения сокола. Когда появляется лиса, соколята должны присесть. Лиса ловит тех, кто не присел. Пойманный соколенок на время выбывает из игры.

Сосед, подними руку.

          Игра воспитывает произвольность, выдержку, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам – одноклассникам.

          Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга. Останавливаясь напротив одного из игроков, он произносит: «Сосед». Водящий должен останавливаться точно напротив ребенка, оба его соседа должны поднять вверх руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую. Если кто-то из соседей ошибся, то он меняется с водящим местами.

Школа наоборот.

          Используется для проигрывания конфликтных ситуаций.

Ребенок играет учителя, взрослый - нерадивого ученика. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению:

Учитель: - А теперь нарисуем солнце…

Ученик: - Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит.

               - Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?

               - Зеленое!

               - Молодец! Круглое или квадратное?

               - Продолговатое!

               - Правильно! Наша Маша (Вася, Петя…) молодец, вместо солнца – огурец! Ты, как всегда отличница, заслужила хорошую отметку – двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме!

          Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое значение диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания в школе – при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

    Лесная школа.                                                                                                  

          Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, развивает произвольность поведения.

           Лучше собрать группу из 2-4 человек. Водящий – мудрая Сова, остальные – ученики – животные. Первый раз учителем становится старший игрок. После звонка в класс влетает Сова: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Сова – Большая голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижусь. А как вас зовут?» Ученики отвечают хором. Сова: «Какие интересные совята, какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут детка?» «Му-му, я – теленок».  «Какие вы разные! А теперь давайте договоримся о самом главном слове, оно должно быть понятно всем, это слово «мир». Если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесем это волшебное слово».

          Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание.

Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белки: «Мы спим 5 часов». Медведь: « А я сплю 4 месяца…». Сова: «Вот и неправильно! Ночью не спят. В это время приятно летать и охотиться! Какие странные совята!» На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции своей зверюшки, но понимать, что правильным является только ответ с позиции Совы. В спорах дети могут обращаться к товарищам или апеллировать мнением родителей: «А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!» Вместо отметок используются мелкие предметы (желуди, шишки). Дети должны понимать, какие отметки хорошие, а какие – плохие.

                                               Кто где живет?

          Игра для развития произвольности  и школьных навыков.

          Игроки (различные животные) садятся в круг, сначала выясняется, кто из них, где обитает в природе (в поле, в лесу, на реке,..) Ведущий обращается к играющим: «Я, кажется, заблудился, кто сможет в этом дубовом лесу показать мне дорогу к полю? Но здесь, видно, никто не живет?»  Кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» И ведет его к зверьку, живущему в поле, например, к мышке.

                                                    Первоклассник.

          В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность.

           Игра может проводиться с одним ребенком или с небольшой группой (как соревнование).

           Игра заключается в том, что ребенок должен суметь быстро и аккуратно собрать нужные вещи в портфель (кроме нужных вещей там должны быть и «лишние» предметы: расчески, игрушки, ложки и т. д.).

        ПАМЯТКА   ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня; полноценный сон; прогулки на воздухе              

2) Формируйте у ребенка умение общаться:

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание  развитию произвольности:

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка.       

        Внимание! Ребенок 6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а также звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать).
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения (впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед).
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять).

Первый класс - это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие.

 Успехов Вам и Вашим детям в новой школьной жизни!

Список использованных источников:

1. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С.50.

2. Журавлева, Е.Н. Психологическая подготовка детей к школе/ Е.Н. Журавлева. –Мозырь:  Белый Ветер, 2011.- 73с.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.