Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Ці размаўляеце Вы з дзецьмі па-беларуску?
Всего 21 человек
Голосование
Ці чытаеце Вы дзецям творы на беларускай мове?
Всего 24 человека
Голосование
Ці слухаеце Вы з дзецьмі беларускую музыку, песні?
Всего 16 человек

Адаптация. В детский сад без слез..

Дата: 22 марта в 22:29, Обновлено 24 марта в 15:26

Как быстро адаптировать ребенка к детскому саду: рекомендации родителям

У каждого малыша свой нрав и темперамент, и это необходимо учитывать при подготовке его к посещению детского сада, чтобы привыкание прошло легко. Постарайтесь, чтобы это событие не совпало с переездом на новое место жительства, появлением в семье еще одного малыша или любой другой ситуацией, способной вызвать дополнительные переживания или стресс у ребенка.

Для того чтобы правильно подготовить малыша к этому важному периоду жизни и облегчить процесс адаптации, воспользуйтесь следующими рекомендациями.

1. Подстроить домашний режим ребенка под распорядок дня в детском саду

Правильный распорядок дня очень важен для маленьких детей. Устоявшийся режим позволяет им чувствовать себя в безопасности: они уже знают, что произойдет с ними через час, через три часа и т. д.

Если ребенок привык укладываться спать после десяти вечера, а вставать позже девяти, то, проснувшись в семь утра в садик, он вряд ли этому обрадуется. Поэтому заранее постарайтесь максимально приблизить распорядок дня малыша к детсадовскому.

2. Развивать у ребенка навык самостоятельности

Готовясь отдать ребенка в дошкольное учреждение, постарайтесь научить его самостоятельно кушать ложкой и вилкой, умываться, чистить зубы, мыть с мылом и вытирать руки, одевать и снимать одежду и обувь (хотя бы частично), ходить на горшок или унитаз, складывать за собой игрушки.

3. Познакомить малыша с детским садом

Объясните ребенку как можно подробнее, чем малыши занимаются в садике и как это интересно: вместе кушают, гуляют на улице, танцуют и поют песенки, играют в игры.

Поиграйте дома в «детский сад» всей семьей. Для этого возьмите куклы, фигурки животных или даже машинки. Распределите роли, кто будет воспитателем, кто мамой с папой, кто детьми.

Проиграйте вместе весь распорядок дня. Утром родители отвели детей в садик. Ребята позавтракали, потом поиграли, затем поспали и т. д. А вечером пришли мамы и забрали всех деток домой.

Так у ребенка к моменту похода в дошкольное учреждение уже сформируется мнение об образе жизни в нем.

4. Закалить ребенка

Вероятность заболевания ОРВИ более высока в замкнутом помещении с большим количеством людей. Проводите на свежем воздухе как можно больше времени.

Закаливание поможет растущему организму стать более устойчивым к охлаждению, защитит от простудных и вирусных заболеваний в будущем. Прививайте ребенку с раннего детства навыки здорового образа жизни, которые будут способствовать укреплению его нервной и эндокринной систем, а также повысят работоспособность. Своевременно сделайте все необходимые по возрасту прививки.

5. Социализировать малыша

Если с ребенком дома практически постоянно находилась только мама, то ему, возможно, будет тяжелее привыкать к детскому саду.

Попробуйте по возможности оставлять ребенка дома с папой, бабушкой, другими родственниками или няней.

Учите ребенка общаться и дружить с другими детьми, вместе играть, делиться и меняться игрушками.

Выполняя данные рекомендации, вы подготовите своего малыша к посещению дошкольного учреждения. Ребенок постепенно будет становиться самостоятельным, научится общению с другими детьми и взрослыми.

Первое знакомство малыша с дошкольным учреждением и процесс привыкания к нему всегда сопровождаются переживаниями, а порой и слезами. У детей в этот период может быть подавленное настроение или, наоборот, перевозбуждение и высокая активность. При правильном подходе этот период продолжается недолго, и затем наступает время, когда малыш с радостью посещает садик.

Чтобы быстрее и легче прошел процесс привыкания, позаботьтесь о следующем.

1. Одеваем малыша правильно. Купите удобную и практичную одежду для детского сада, сшитую из натуральных тканей. Пусть это будут вещи не самых светлых тонов, чтобы малейшее загрязнение не было так заметно. Тогда ваш малыш не будет чувствовать себя неловко, посадив пятно. Обратите внимание на застежки: они должны располагаться спереди, а не сзади. Желательно кнопки вместо пуговиц и без лишних шнуровок. Тогда ребенок сможет хотя бы частично одеться или раздеться самостоятельно.

Ребенку понадобится сменная обувь. Покупайте ее в соответствии с размером ноги: не тесную, но и не болтающуюся. Она должна быть удобной и простой при обувании (без шнурков), например сандалики на липучках.

Одевайте ребенка в соответствии с температурой на улице и в помещении. Малыш не должен замерзнуть, но и перегреваться детскому организму ни к чему.

2. Привыкаем постепенно. В первые дни ребенок должен находиться в саду не более одного-двух часов. Далее время пребывания будет постепенно увеличиваться. Оптимальный график адаптации вы подберете вместе с воспитателем: одному малышу может хватить и двух недель, другому может понадобиться месяц, чтобы его можно было оставить в группе на весь день.

Если у вас есть возможность (вам не нужно на работу), старайтесь забирать малыша тогда, когда он попросит, и проводить некоторое время вместе с ним в группе. Все зависит от психологической готовности вашего ребенка.

3. Вырабатываем правильную модель прощаний и встреч. Отводя ребенка в садик, не волнуйтесь. Дети это очень чувствуют,  и ваши переживания могут взволновать малыша еще больше. Прощаясь с ребенком, скажите ему, что вы обязательно за ним придете, и сообщите когда. Например, «я заберу тебя после того, как вы погуляете на улице».

Дети могут первое время очень тяжело переживать расставание с мамой. В этом случае пусть ребенка отводит в садик папа или бабушка.

4. Создаем комфортную атмосферу. Забирая ребенка из сада, всегда поинтересуйтесь у него, как прошел день, чем он занимался, в какие игры играл, что кушал, что ему понравилось сегодня больше всего, чему он научился новому.

Обсудите вместе переживания и ощущения ребенка. Обязательно похвалите его за новые успехи, поддержите в спорной ситуации. Приободрите малыша, чтобы он поверил в собственные силы.

Ребенок должен быть полностью уверен в вашей любви к нему, поэтому создайте дома спокойную и добрую атмосферу.

5. Настраиваем позитивно. Положительный настрой к садику зависит в первую очередь от вас самих. Высказывайтесь при ребенке всегда уважительно о воспитателе, нянечках и другом персонале. Не критикуйте и не отзывайтесь негативно о детском саде. Формируйте у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Акцентируйте внимание малыша на том, что ему нравится.

В случае, если ребенок категорически не хочет идти в сад, оставьте его дома на несколько дней. В это время старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая о том, сколько всего замечательного в детском саду.

6. Проводим вечера вместе. Обязательно гуляйте с ребенком после посещения детского сада. Проводите вместе как можно больше времени. Хвалите малыша за то, что он ходит в садик. Объясните ему, что вы тоже ходите на работу.

Во время привыкания ребенок может быть излишне капризен, а поведение его может быть переменчивым. Позвольте себе побаловать малыша и будьте особенно терпеливы в этот период.

В первое время старайтесь избегать посещений публичных мест, которые могут излишне перевозбудить нервную систему малыша, которая и так в данный период находится в напряжении.

7. Учимся дружить. Узнайте у воспитателя, как держится ребенок в коллективе, с кем он играет (и играет ли вообще). Вы можете сами прийти посмотреть на его участие в общих играх и отношение к другим детям. Также выясните у воспитателя, не обижают ли сверстники вашего ребенка.

Не пренебрегайте отношениями малыша с другими детьми. Научите его, как вести себя в разных ситуациях: не давать себя в обиду, но и не обижать малышей.

Объясните ребенку, что такое дружба. Разучите стихи и песни про нее. Расскажите ему о том, с кем и как весело вы дружили в детстве.

Ребенок должен понять и правильно построить отношения с окружающими.

8. Болеем дома. Придя в садик, малыш начинает проводить время в коллективе, а его организм впервые сталкивается с высокой концентрацией микробов и вирусов вокруг себя. Поэтому частые ОРВИ в период привыкания ребенка неудивительны.

При первых симптомах простуды (повышение температуры тела, насморк, покашливание и чихание) заберите ребенка домой и вызовите врача. Легкая инфекция вылечится за несколько дней, а серьезное заболевание, запущенную инфекцию придется лечить больше недели, а то и двух. Кроме того, могут возникнуть осложнения (бронхит, синусит и другие), лечение которых затянется еще дольше.

Не ведите болеющего ребенка в сад. Во-первых, его организм и так ослаблен – и он легко может подхватить новую инфекцию. Во-вторых, ваш ребенок может заразить других детей.

Для профилактики инфекций промывайте носовые пазухи ребенка обычным физраствором, соблюдайте режим влажности в комнате и постоянно проветривайте квартиру.

Если ребенок болеет слишком часто, проконсультируйтесь с педиатром и иммунологом. Возможно, у него снижен иммунитет.

Подойдите ответственно и грамотно к периоду адаптации вашего ребенка – и тогда процесс привыкания к садику пройдет легче и быстрее.

                                                            Памятка для родителей

«В детский сад без слёз. Трудности адаптации»

Адаптация -это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а,значит, и опасного, другой стиль общения.

     Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

     Основные трудности, возникающие в период адаптации:

  • Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
  • У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
  • Отсутствие правильной речи.
  • Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к  детскому саду.

  • По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  • Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики». 
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Что делать, если...

...Ребёнок плачет при расставании с родителями:

  • Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  • Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  • Принесите в группу свою фотографию.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
  • Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
  • После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
  • Будьте терпеливы.

Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему                                                     периоду жизни малыша!

      Используемая литература:

1.Лобынько Л. В. «Игры – занятия для детей раннего возраста.- Мн.:ИВЦ Минфина, 2011.

2.Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи» пособие для воспитателей  М.  Просвещение, 2007. — 79 с.

3.Кирюхина, Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» практическое пособие  2-е изд. — М. Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.