Советы психолога

Дата: 23 октября 2014 в 11:21, Обновлено 5 декабря в 11:59

             

                           Новый год – волшебный праздник.

    Что такое Новый год? Это – и  «традиционный» праздник, и «домашний праздник» и, конечно, «семейный праздник». Но Новый год — это, в первую очередь, волшебный праздник. А значит — праздник детский, потому что дети и волшебство неразделимы. Для каждого ребенка Новый год – это праздник абсолютного волшебства, в котором добрый Дедушка Мороз дарит самые лучшие подарки, а сказка превращается в реальность.

            Как сделать, чтобы Новый год остался в памяти малыша настоящим праздником.

                    НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ.

         Наряженная елка в детской комнате станет для малыша настоящим новогодним чудом – ведь обычно она украшает зал или гостиную. Но устанавливая лесную красавицу в детской, нужно, в первую очередь, помнить о безопасности. Организуя с ребенком вечерний досуг, вы можете, смастерить ёлочные украшения своими руками из бумаги фетра, ткани, фольги, пенопласта и т.д. Можно украсить ёлку съедобными лакомствами, печеньями и пряниками в форме животных, конфетами и фруктами. Гирлянду можно сделать из картинок любимых героев ребёнка, вырезанных из журналов. Если в семье маленькая дочка, то можно украсить ёлку бантиками, бусинками, небольшими куклами в праздничных костюмах. Для сынишки ёлку украшаем машинками, самолётиками, любимыми мультипликационными героями. Чтобы ребёнок верил в существование Деда Мороза, обязательно напишите ему письмо, дайте ребёнку пофантазировать, сформулируйте вместе текст письма. Полагаясь на свои возможности, посоветуйте ребенку, какой подарок пожелать, и обязательно поблагодарите в письме Деда Мороза.

          УКРАШАЕМ ДЕТСКУЮ КОМНАТУ К НОВОМУ ГОДУ.

       Перед тем, как украсить детскую комнату к Новому году, придумайте с ребенком сказочную историю. Детскую комнату на время праздников можно превратить в Царство Доброй Снежной Королевы или в деревню Деда Мороза. Мягкие игрушки ребёнка превращаем в волшебных персонажей, украшаем мишурой, одеваем колпачки. Пусть малыш сам разместит героев в комнате, дайте ему больше самостоятельности, фантазии, чтобы этот момент запомнился надолго. Из фольги можно сделать самые удивительные вещи, самый простой вариант – изготовить большие конфеты. Этим дети занимаются с большим удовольствием. Поскольку Новый год всегда ассоциируется со снегом, обязательно должны быть снежинки, их можно вырезать из белой бумаги.

                                УКРАШАЕМ ОКНА В ДЕТСКОЙ.

         Окна являются зеркалом дома. Поэтому Дедушка Мороз должен, видеть, в каком окошке его ждут. В преддверии Нового года окна в детской комнате станут настоящими символами сказки, если их украсить сюжетной вырезанкой или витражами из цветной гофрированной бумаги, при помощи цветных лент можно подвесить снежинки, фрукты, шишки. Это творческое занятие подарит ребёнку незабываемые впечатления, он вместе с мамой создаёт иллюзию его любимой сказки на стекле. Особенно детей впечатляют животные, зайцы, кони, птицы, изба Деда Мороза и, конечно же, Снегурочка.

               ИГРЫ С ДЕТЬМИ В НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР.

         Новый год - это праздник, а в праздник принято веселиться. Поэтому подумайте, в какие игры можно сыграть, как весело и необычно поздравить родных. Покажите спектакль, оканчивающийся поиском подарков под елкой, организуйте маскарад, выйдите с ними на улицу и сыграйте в снежки, постройте снежную крепость, слепите снеговика. Не забудьте про Деда Мороза и Снегурочку! Эти персонажи – обязательны на детском празднике, однако учтите возраст своих малышей! Для самых маленьких - детей до 2-3 лет, будет лучше, если в этих героев на время превратятся папа или мама. Если в доме есть музыкальные инструменты или караоке, можно изобразить знаменитых артистов, состязаться в знании новогодних песен, стихов. Кто-то из гостей может стать «гадалкой» и предсказать всем судьбу на следующий год, можно устроить конкурс на изображение сказочных персонажей.

        КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НОВОГОДНИЙ СТОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

          Если вы готовите новогодний детский стол, позаботьтесь о том, чтобы все угощение на нем было тоже детским, даже немного сказочным. Особенно важен способ подачи: проявите фантазию, подав на стол бутерброды «Елочка», «Снеговики», «Веселые мордашки». Самым зимним напитком для малышей в этот праздник станет «Снежный коктейль» из молока и пломбира (2:1), а для поднятия настроения - «Цитрусовый напиток» на воде с соком лимона, апельсина с сахаром. Новогоднее меню для детей составляется с учетом гастрономических предпочтений малышей, традиций семьи. Лучше всего накрыть детям стол в отдельной комнате, если позволяют жилищные условия. Дети любят подражать родителям, поэтому новогоднее застолье должно быть для них организовано «по-взрослому»: тарелки, столовые приборы и салфетки разложены в соответствии с семейными устоями и правилами этикета. Детское меню необходимо разнообразить легкими закусками, низкокалорийными блюдами, сделав главный упор на развлечения и игры для малышей.

      Ну, вот всё готово к встрече Нового года! Кстати, если вы не устанавливали большую елку, то можете купить маленькую настольную и поставить ее на празднично украшенный подоконник.  Не забудьте фигурку Деда Мороза, – какой же Новый год без этого веселого краснощекого старика в белой шубе. Туда же положите подарки.

           Счастливого Нового года вам и вашим детям!

    Использованы интернет- источники:

  -  https://nsportal.ru/detskiy-sad/...

  -  ddu563.minsk.edu.by/ru/main 

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Мама — это мир, вселенная для ребенка. 

Мать с первых дней жизни воспитывает ребенка. Воспитывает его через чувства. Добрый взгляд, нежные руки, ласковое слово внушает крохотному ребенку доверие к взрослому миру

Материнство-не только биологическая, но и социальная функция. Его ценность определяется обществом.

Психологи выделяют несколько типов  материнского поведения.

1.ТРЕВОЖНАЯ МАТЬ.

Наполнена гипертрофированным чувством ответственности, фиксирована на физическом здоровье ребёнка в ущерб психическому, ограничивает его контакты с окружающим миром. Не спускает ребёнка с рук, но гиперопека лишь мешает его развитию.

   «Материнская любовь слепа» — гласит народная пословица.

Всепоглощающая любовь заставляет мать оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика матери видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки — будущую женственность. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу.

2.МАТЬ, ОТСТРАНЯЮЩАЯСЯ ОТ ВОСПИТАНИЯ (полностью или частично) - всегда занята, ей недосуг. Ребёнком, как правило, занимается няня или бабушка. В основе такого поведения- недостаток ласки, желания общаться, то есть просто любви к ребёнку.

3.НАДЁЖНАЯ МАТЬ - всегда обращается с ребёнком спокойно, доброжелательно, безотказно приспосабливает свою жизнь к нуждам ребёнка, создаёт у него чувство безопасности, доверия к людям и миру, ощущение, что он любим.

Самое святое из всех чувств – любовь матери к ребенку. Мать, как никто на свете способна понимать, прощать и принимать свое чадо. Хорошая мать любит своего ребенка «просто так».

«Мать обязана опекать свое дитя, но не имеет права требовать от него награды за это. Если она вынашивает малыша, терпит боли при родах, то это не значит, что в оплату за все ребенок должен стать таким, каким она хочет его видеть..»  (Из педагогического наследия Я. Корчака)

 ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. от 1 января 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -- Минск, 2014.

2. Окулич, Н. А. Как стать успешным родителем : учеб. пособие / Н. А. Окулич; под ред. М. П. Осиповой. -- Минск : ИВЦ Минфина, 2015. -- 192 с.

3. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. -- М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. -- 320 с.

4.Галактёнок Т. В. Школа добрых волшебников -Мозырь: Содействие, 2008.

5. Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. -- Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1997. -- 608 с.

Готовность детей к обучению в школе

          Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, — цель сегодняшнего разговора.

Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу.

Предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

•         Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

•         Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаше будет болеть?

•         Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

•         Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

•         Вы считаете, что дети -«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?

•         Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?

•         Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?

•         Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

•         Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

•         По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

•         Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

•         Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

•         Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

•         Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

•         Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу.

5—10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас — не быть беспечным и невнимательным.

         

          Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Описки, пропуск букв, различная высота букв - результат недостаточного развития «ловких мышц». Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером!), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), игры с пипеткой, бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов.

Психологическая:

•         Мотивационная

•         Интеллектуальная

•         Коммуникативная

•         Эмоционально-волевая

Мотивационная готовность

«Желание пойти в школу» и «желание учиться» — это одно и то же или разные понятия?

Если ребенок говорит: «У меня будет новенький ранец...», «В школе Боря, он мой друг...», «В школе есть звонки...», то его привлекают внешние аксессуары. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано, - желание учиться.

Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе?

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Число таких детей невелико. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе - результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно. («Как ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!») Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, к учителю, то впоследствии и родителям, и учителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах. В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света — собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Если ребенок не готов к принятию самостоятельной позиции школьника, ему трудно будет учиться в школе, даже при наличии высокого уровня интеллектуального развития.

Интеллектуальную готовность

Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

Задайте эти вопросы своим детям, смогут ли они на них ответить?

•         Как называется страна, в которой ты живешь?

•         Какой город называется столицей Беларуси?

•         В каком городе ты живешь?

•         Как зовут твою маму?

•         Кем работает папа?

•         Кем приходится дедушка твоей маме?

•         Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?

•         Какое сейчас время года?

•         Какие летние месяцы ты знаешь?

•         Какие цветы ты посалил бы в своем саду?

•         Какие деревья ты знаешь?

•         Жираф — это дикое или экзотическое животное?

•         Кабан — это дикое или домашнее животное?

•         Какие фрукты ты любишь?

•         Что выращивают на огороде?

•         Ягоды могут расти в лесу?

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но в каждом классе есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Для этого поиграйте с ними в игры: «Бывает - не бывает», «Каждой вещи свое место».

Экспериментирование, наблюдение, коллекционирование – деятельность, которой ребенок охотно занимается и которая дает очень много для подготовки к школе.

В свое время известный детский писатель С.Я. Маршак написал замечательные слова о воспитании любознательности у ребенка:

Он взрослых изводил вопросом: «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. При низком уровне воображения, например, возникают трудности в освоении навыков письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи и т.д. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните, как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.

Эмоционально-волевая готовность

Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

•         Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?

•         Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?

•         Заплачет ли при ушибе, не сумев преодолеть боль?

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины.

Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

 Родители, к сожалению, отдают предпочтение знаниям и умениям, полученным в дошкольный период, нежели сформированности социальной позиции школьника и его эмоциональному отношению к предстоящему процессу обучения. Мало кто акцентирует свое внимание на том, позитивную или негативную информацию о школе доносят до ребенка, есть ли опасения и страхи, связанные с предстоящими изменениями в жизни будущего школьника, если есть, то откуда они взялись, как сгладить «болезненные» переживания.

Задумайтесь, пожалуйста, над этими вопросами, уважаемые родители! И сделайте правильные выводы о том, как же подготовить ребенка к обучению в школе.

Приложение 1

Наблюдение за двигательной активностью ребенка может быть проведено по следующему плану:

•         Сколько времени в течение дня ребенок находится в движении? Умеет ли ходить с разной скоростью?

•         Сколько времени затрачивается ребенком на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (плетение, рисование, лепка, работа с инструментами — ножницами, молотком)?

•         Как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает, включая в работу крупные группы мыши. Умеет ли плавать?

•         Какие игры предпочитает ребенок: подвижные, спокойные, «сидячие»?

•         Обратить внимание на то, какой рукой предпочитает действовать ребенок.

•         Посмотреть на осанку ребенка, когда он стоит, сидит, бегает.

•         Занимается ли ребенок утренней гимнастикой, физическими упражнениями, играми, катается ли на санках, лыжах?

•         Есть ли у ребенка интерес к физической культуре и спорту?

Приложение 2

Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение

•         Экскурсии с ребенком в школу.

•         Встреча и знакомство с учителями.

•         Рассказы о своих любимых учителях.

•         Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

•         Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

•         Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

•         Семейное чтение художественной литературы.

•         Организация книжного уголка для ребенка.

•         Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

•         Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

•         Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!

Использован материал статьи Резепиной Е.А. Готовность детей к обучению в школе. // Психолог в детском саду. 2005, №2.

 Памятка для родителей  "СКОРО В ШКОЛУ"

      1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня;
  •  полноценный сон;
  •  прогулки на воздухе.

                     

2) Формируйте у ребенка умение общаться:

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности:

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка.       

        Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а также звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать).
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения (впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, пере).
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами.

Какая Вы мама? Основные типы материнского поведения

Какой личностью станет кроха, когда вырастет? Это во многом зависит от воспитательной позиции его мамы, типа ее материнского поведения.

Родительская воспитательная позиция включает в себя два очень важных компонента – эмоциональное принятие (играет особую роль в развитии малыша с рождения до 3 лет) и контроль ребенка (ориентировочно с 3 лет).

Психологи выделяют 4 типа эмоционального принятия малыша матерью:

1. Мама легко и чисто интуитивно приспосабливается к потребностям своего крохи, поддерживает и мало что запрещает. Она спокойно реагирует на детские капризы, не принуждает ребенка, а заинтересовывает. К примеру, чадо не хочет есть какое-то блюдо, его не заставляют и не ругают, а оставляют голодным до следующего приема пищи.

Хорошая проверка на данный тип отношения – приучение карапуза к горшку. Относящиеся к нему мамы убеждены: «Сам дозреет».

2. Мама сознательно приспосабливается к нуждам малыша. Это происходит не всегда легко и удачно, ведь маме приходится «ломать» себя. Она редко уступает ребенку и чаще доминирует над ним. В поведении матери чувствуется напряженность, ей часто не хватает непосредственности.

3. Поведением матери руководит чувство долга. Родительница проявляет мало теплоты, внимания и ласки, зато присутствуют требования, жесткий контроль и железная дисциплина.

4. Но самым опасным специалисты называют четвертый тип: мама демонстрирует непоследовательность, противоречивое отношение к ребенку и реагирование на него.

Например, ребенок «выучил» дурные слова, сказал их дома и вызвал этим взрыв смеха. Те же самые слова он сказал, когда пошел с мамой к врачу, и уже там получил от матери «нагоняй» – гневную тираду или даже шлепок по попе. Ребенок растерян и не понимает, за что его наказали, ведь за то же самое действие ему ничего не было дома – наоборот, всем было весело…

Только полное эмоциональное принятие обеспечивает маме уверенность и спокойствие, а малышу – доверие к миру и открытость отношениям.

http://tvoymalysh.com.ua/view/14541

                   

 Как измерить талант?

                             

Известно, что каждый ребёнок талантлив. Но возникает вопрос: в чём? Как выявить его личную одарённость? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Предлагаем вам ТЕСТ-АНКЕТУ для выявления предрасположенности ребёнка уже с 5 лет к одной из восьми сфер человеческой деятельности.

ТЕСТ-АНКЕТА


Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он: 

Ø интересуется самыми разными механизмами и машинами; 

Ø любит конструировать модели, приборы; 

Ø сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; 

Ø может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

Ø любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов; 

Ø интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой. 

Ребенок имеет музыкальный талант, если он: 

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; 
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение; 
  • сочиняет свои собственные мелодии; 
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте. 
      
    У ребенка способности к научной работе, если он: 

Ø обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям; 

Ø умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; 

Ø любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе; 

Ø часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; 

Ø с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; 

Ø не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. 
  
Артистический талант проявится у ребенка, если он: 

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; 
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; 
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтоб его зрители были взрослые; 
  • с удивляющей легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому; 
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.   


У ребенка незаурядный интеллект, если он: 

Ø хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; 

Ø обладает хорошей памятью; 

Ø легко и быстро схватывает новый "учебный" материал; 

Ø задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; 

Ø любит читать книги, причем по своей собственной "программе"; 

Ø обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно; 

Ø гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);

Ø обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив; 

Ø очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует  на все новое и неожиданное в жизни. 

У ребенка спортивный талант, если он: 

  • очень энергичен и все время хочет двигаться; 
  • смел до безрассудности и не боится синяков и шишек; 
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; 
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; 
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; 
  • кажется, он никогда всерьез не устает; 
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает. 

У ребенка литературное дарование, если он: 

Ø рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; 

Ø любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; 

Ø выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета; 

Ø изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными; 

Ø любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. 

Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он: 

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения; 
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося; 
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж; 
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; 
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказать собственное мнение, мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. 
      

Изучив список признаков опознания того или иного таланта, родителям следует вооружиться карандашом и бумагой, чтобы оценить в баллах (от 2 до 5) своего ребенка по каждому таланту, дабы выявить предрасположенность к той или иной сфере деятельности. Если какой-то пункт одной из характеристик прямо написан по вашему ребенку, ставьте за него 5 баллов, если характеристика выражена хорошо - это 4 балла, и так далее (но ставить оценку ниже 2 баллов не стоит).

После сложите полученные баллы внутри каждой из восьми анкет по каждому типу таланта и поделите полученную сумму на число признаков конкретного таланта.

Теперь постройте график. Проведите ось координат. На горизонтальной оси выстройте 8 позиций (число видов таланта). На вертикальную ось через равные расстояния нанесите цифры от 2 до 5. На пересечение проекций средней оценки в баллах с видом таланта нанесите точку. Соедините полученные точки, и вы получите необходимый вам график одаренности вашего ребенка.

График одаренности

Что такое график одаренности вы уже поняли, а вот для чего он нужен, сейчас разберемся.
График одаренности необходим для того, чтобы ваш сын или дочь могли одновременно заниматься музыкой и плаванием, или математикой и рисованием. Посмотрев на график, родители смогут оценить перспективы ребенка и предрасположенность к той или иной сфере деятельности. У данного ребенка может быть сразу талант или наклонности в области музыки, науки, интеллекта, артистических сферах или только в одном из этих направлений. Тогда плавание и технический кружок ему будут неинтересны и тягостны.

Что делать если линия на графике не имеет пиков? Родители не должны переживать, ведь предлагаемый метод выявления одаренностей ребенка посредством анкетирования все-таки очень прост, а талант, как всем известно, имеет свойство долгое время «дремать», дабы набраться силы и бурно проявиться или раскрыться немного позже.

Материал взят из сборника  " В содружестве с родителями", 3-й выпуск (Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2008)

Подготовлено Юркевич Н.В., педагогом-психологом

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ…..»

Если ребенок провинился…

1. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Не показывайте готовых решений.

4. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»

5. Не угрожайте: «Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь».

6. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо».

8. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка, нужно помнить...

1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести.

2. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.

3. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.

4. Не стоит читать длинных нотаций.

5. Не нужно впоследствии напоминать о проступке.

6. Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком.

7. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».

8. Разговор о проступке следует вести только наедине.

Рекомендуемая литература:

1. Конвенция о правах ребенка // Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2009.

2. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка: Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет/ Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. В. Леви. «Нестандартный ребенок», 1988г.

Подготовлено Юркевич Н.В., педагогом-психологом.

                Родителям будущих первоклассников                   

                  Уважаемые родители!

         Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки»  является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребёнка. Результаты  предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли Вы отдать ребёнка в школу. По мнению автора, размышления над содержанием тестовых вопросов положительно влияют  на отношение взрослого к ребёнку и на оценку себя как родителя. 

            Тест А.Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу»

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны  с ним, поставьте рядом 1 балл».

  1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
  3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  4. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
  5. Вы считаете, что дети -«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
  6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
  7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
  8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
  9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
  10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет не­послушным?
  14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
  15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов.

Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу.

5-10 баллов.

Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно.  Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов.

Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас — не быть беспечным и невнимательным.

Использован материал статьи Резепиной Е.А. Готовность детей к обучению в школе. // Психолог в детском саду. 2005, №2.

Материал подготовлен Юркевич Н.В., педагогом-психологм.

                                   СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

КАК ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.