Советы учителя-дефектолога

Дата: 4 ноября 2014 в 08:29, Обновлено 7 ноября в 22:21

Логопедические  занятия  в домашних условиях

          Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Советы дефектолога

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

·        игры на развитие мелкой моторики,

·        артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

·        игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

·        игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! 

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических средств ) можно проводить по дороге домой.

 Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут 

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хотя бы несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.   Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Подготовлено учителем-дефектологом Трахимович С.А.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.

— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его способности будут развиваться успешнее.

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

    

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

       О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения, сказано много. И это, несомненно, правильно!

   Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох. Физиологическое дыхание, кроме осуществления функции газообмена в организме, участвует в образовании звука и голоса. Именно этот вид дыхания мы и называем речевым.
    Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

       Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходить произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику. Другими словами, речевое дыхание — дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
    Как показывает опыт логопедической работы, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. 
Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

     Во время проведения всех игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:
* Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха.
* Выдох происходит очень плавно.
* Во время выдоха губы вытягиваем трубочкой. Не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.
* Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.
* Выдыхать нужно полностью пока не закончится весь воздух.
    Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры нужно контролировать по времени. Они не должны длиться слишком долго. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3). Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). В возрастном промежутке 4-6 длительность занятия – 4-6 минут (количество слов 4-6). Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) занимаются по 5-7 минут (норма слов 5-7).
     Но самое главное на что нужно ориентироваться во время занятия – это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
ФУТБОЛ

   Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

ФУТБОЛ

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

СНЕГОПАД
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

СНЕГОПАД

ЛИСТОПАД
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

ЛИСТОПАД

БАБОЧКА
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

БАБОЧКИ

КОРАБЛИК
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

КОРАБЛИК

ОДУВАНЧИК
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

ОДУВАНЧИК

ШТОРМ В СТАКАНЕ
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

ШТОРМ В СТАКАНЕ

Материал подготовлен учителем-дефектологом Лисовской Е.О.

Источник:http://logopedia.by/

Применение массажа в логопедической работе

      Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

     Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно.

       Основные цели логопедического массажа:

* нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

* уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата

* снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.)

* увеличение объема артикуляционных движений

* активизация тех групп мышц речевого аппарата, у которых имелась недостаточная активность

* формирование произвольных координированных движений органов артикуляции
       Приемы логопедического массажа:

- поглаживание

- растирание

- вибрация и поколачивание

- плотное нажатие.

- приемы самомассажа

-нетрадиционные приёмы массажа.

Поглаживание - это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждую процедуру. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения. улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц.

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная вибрация повышает тонус мышц, а легкая — снижает.

Плотное нажатие — это прием улучшающий кровообращение, обменные процессы и используется в местах выхода пучков нервных окончаний.

Подручные материалы, используемые при нетрадиционных приемах массажа.

· «Сухой» бассейн.  Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или рассортировать фасоль и горох для зимующих птиц.

· Разные по жесткости зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.

·    Прищепки применяются для пальчикового массажа .

·    Рукавицы из разных видов ткани.

·    Игрушечные машинки.

·     Ребристые и гладкие карандаши.

·      Пуговицы

·      Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги с контурными изображениями.

·       Пластилин.

·       Различные виды мячей и массажных шариков.

·        Клубки ниток, бусы.

      Было замечено, что регулярное использование нетрадиционных приемов массажа у детей значительно улучшает речевую моторику. Нетрадиционные приемы массажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ.

   Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Целью логопедического самомассажа является стимуляция ощущений мышц, нормализация мышечного тонуса данных мышц.

     Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта. Все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

3.  «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

4.  Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

5.  «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

Самомассаж мышц языка

1. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз.

    В домашних условиях Вы можете проводить с ребёнком самомассаж и использовать нетрадиционные приемы массажа. Проведение всех остальных приемов без специальной подготовки и знаний - невозможно!!!!

Литература: книга: Логопедический массаж, автор- Дьякова Е.А., 96 стр, 2005 г.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

ДЕТЕЙ 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит  развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов);
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте  всё, что видит или делает ребёнок;

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому:

  • Обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. 
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Материал подготовила учитель-дефектолог Лисовская Евгения Олеговна

Источник: книга- Ушакова О.С., Развитие речи детей 3-5 лет; ЦТ "Сфера",- 2011 год, 192 с.

Рекомендации учителя-дефектолога

ФРАГМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»

- Сегодня к нам на занятие собирается гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

- Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3—4 раза). А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3—4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2—3 раза). А сей­час подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3—4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3—4 раза).

- А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произне­су слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина.

При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание.

- Составь из букв слово. Что у тебя получилось?

Гном.

- Правильно, на занятие пришел гном (выстав­ляется игрушка).

- У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай пока­жем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с  (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью). Либо ребёнок по подражанию сам поднимает кончик языка вверх- за верхние зубы , губы округляет и дует на язык. Получается звук «ШШШШШ»).

- Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью или по подражанию). Давай ее поищем. Я буду произносить
слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д.

Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью или по подражанию).

                                             Материал подготовлен учителем-дефектологом Лисовской Е.О.

Подготовка ребенка в школу – это не только покупка ему школьно-письменных принадлежностей, портфеля, формы, создание праздника для ребенка 1 сентября… Настоящая подготовка должна начинаться задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от того, как вы подготовите его к учебе в этом дошкольном возрасте, зависит его успеваемость.
         Некоторые трудности поджидают малышей в начале первого класса. Практика показывает, что распространенными ошибками у детей являются ошибки на письме:

пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок — цыпенок);

перестановки букв (все – све, он — но);

замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.);

слитное написание слов (всаду, наземле…);

Чем же это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами грамоты?
Трудности овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи. Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к 5-6 годам ещё не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.
Неверное произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков (когда вместо дом – дём, дождь – дёждь…) или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з- с, ж-ш и др., вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.

Как же подготовить ребенка к школе?

1.                     Во-первых, не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую, не травмируйте его.

2.                     Во-вторых, перед тем, как учить ребенка писать печатные буквы, желательно научить ребенка схематично рисовать солнце, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину и располагать их на листе бумаги.

3.                     Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

4.                     Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5.                     Многие авторы большую роль отводят настольным играм, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр. Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6.                     В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий звук» и т.д. Он учится читать. Можно уже купить или сшить ему «кассу» букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: мама, папа, своё имя и более сложные.

7.                     Родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов во фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют». Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? Затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мама идет в магазин. Мяч упал под стол. И т.д.) Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.

8.                     Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенка пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять имена героев сказки или фильма. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят некультурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок», либо не заметьте его, не фиксируйте на нем его внимание.

9.                     В 5-6 лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, овал, знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать, как пишутся цифры в пределах 10, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах.

10.                Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку ещё трудно, но он уже может знать написание некоторых цифр и следить за стрелками часов.

Но не перегружайте ребенка.

1.                     Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем – сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должно быть своё место.

2.                     Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или книги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.

3.                     Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку малыша хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

4.                     Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнуровок; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.

Помните, что вы – самый лучший друг для своего ребенка. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

                                                             Литература:

1) Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В.Секачёв, 2001.;
2) Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом Лисовской Е.О.

                               «Роль семьи в развитии речи ребенка»

      Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

      В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)

      Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

    Вы должны приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель-дефектолог, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Говорю это, опираясь на собственный педагогический опыт работы.

     Передо мной два ребёнка.

Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, песенку (он их знает немало: мама ему пела).

И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй ребёнок глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.

   Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми……..

 Подготовила  учитель-дефектолог        Апелинская И.Э  

"Во сколько лет лучше обращаться к логопеду"

Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки:[С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки:[Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

Если у Вашего ребенка ДЦП(детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

Если у Вас нарушение звукопроизношения,Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма,

то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

Подготовлено Апелинской И.Э., учителем-дефектологом.

«Как научить ребёнка говорить?»

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

 1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

 2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

 3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

 4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

 5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.

Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

 6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

 7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

 8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

 9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

 10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

 Следуйте этим 10 советам, чаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Подготовлено Лисовской Е.О., учителем-дефектологом.

Источник : интернет-ресурс: http://logopeddoma.ru/

СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!

При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. В Ваших силах и при Вашем желании мы можете начать проводить упражнения, которые помогут в дальнейшем правильно заговорить нашему малышу. Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

Предлагаем Вашему вниманию артикуляционную гимнастику в виде  Сказки о Веселом Язычке.  Сказка о Весёлом Язычке позволяет непринужденно в игровой форме развивать подвижность органов артикуляции, речевое дыхание, дать представление ребенку о строении артикуляционного аппарата. Можно предложить послушать и проиграть сказку детям раннего дошкольного возраста, дошкольного и младшего школьного возраста. Не забудьте поставить перед ребенком зеркальце на подставке, чтобы во время сказки он мог видеть себя в зеркале. Итак, начинаем рассказывать сказку…

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,                                            

Словно маятник часов                                                             

Ты в часы играть готов?

 (М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши,чистить зубки  нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 (М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 (М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

 (М.Синицына)

Едет Язычок мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

(М.Синицына)

Катался наш Язычок долго и устал. Хорошо и весело отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать.

-Завтра снова поедет гулять!- подумал Язычок и закрыл глазки.

- Добрых снов, ребята!!!.....

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Вашему вниманию представлен лишь один из вариантов Сказки. Вы сами, дорогие родители, можете быть сказочниками и придумывать каждый раз новые сказки. Не говорите « СТОП» вашей фантазии, фантазируйте вместе с Вашим ребёнком.

Спасибо за внимание!

Литература:

1) интернет-источник: http://logoped18.ru/;

2) Косинова Е.М.; Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения/- М.:ОЛИСС, Изд-во ЭКСМО, 2005.-120 с: ил. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.